A well-written life is almost as rare as a well-spent one.
1837-1901

Одна треть всех домов в Великобритании была построена до 1914 года, большинство из них принадлежит Викторианской эпохе. Строительный бум, имевший место в городах в 1850-х, 60-х и 70-х годах, был превзойден только в 1 920-х и 30-х годах во время так называемого «ленточного строительства» (ribbon development), то есть строительства домов по обеим сторонам длинных улиц.

Отличительной особенностью расцвета Викторианской эпохи в Великобритании было желание воссоздать прошлое. Городские модники и модницы были утомлены монотонностью классических блочных домов, построенных в эпоху Георгов и успевших покрыться грязью и сажей. Им нужны были цвет и оживление. Подобные чувства испытывало не только мелкопоместное дворянство. В период индустриализации появилось новое поколение нуворишей, независимых промышленников, которые хвастались своим успехом и через архитектуру своих домов облекали свои достижения в осязаемые формы. Многие предпочитали подражать готическому стилю, что было романтической фантазией, намекавшей на древнее происхождение их рода.

Готическое возрождение началось в 18 веке и было подхвачено в 19-м веке рыцарскими романами сэра Уолтера Скотта, Альфреда лорда Теннисона и Томаса Лава Пикока. Средневековые здания подвергались тщательным археологическим исследованиям, которые затем публиковались со схемами и размерами, подобно исследованиям классических руин, проводившихся за сто лет до этого. Влиятельный теоретик и дизайнер О. У. Н. Пьюджин (1812-52 гг.) и некоторые его современники пытались сподвигнуть архитекторов точно следовать готическим канонам. Кирпичная кладка разноцветными полосами, популяризованная Дж. И. Стритом в книге «Кирпич и мрамор из северной Италии» (Brick and Marble from Nothern Italy) и Джоном Раски-ном в книге «Камни Венеции» (The Stones of Venice), добавляла цвет готическому экстерьеру.

Мода на готику оставила свой отпечаток не только на большом количестве сельских домов и вилл, но и на целых пригородах, примером чего может служить северный Оксфорд. Все это внесло и полемику - так называемую «битву стилей» - в проекты строительства основных публичных зданий, например, здания Парламента (готический стиль) и здания Министерства Иностранных Дел (классический стиль).
В 1879 году Уильям Янг в книге «Городские и сельские особняки» (Town and Country Mansions) процитировал мнение приверженцев готики, что в классической архитектуре «простота плана здания и удобство расположения комнат слишком часто приносились в жертву архитектурному эффекту вместо того, чтобы дизайн вытекал из плана здания, план подгонялся под фасад постройки». Пьюджин считал готику «податливой», а классику «скованной». Но строителей не интересовали подобные академические тонкости. Они часто соединяли элементы сразу нескольких стилей наугад, используя греческое возрождение, а также романский, тюдоровский, елизаветинский и итальянский стили. Поэтому дом мог иметь фронтоны с деревянным каркасом, классические подъемные окна, орнаменты из красного кирпича или терракоты и чугунное крыльцо филигранной работы.

Истинное представление о Викторианской эпохе заключает в себе две крайности. С одной стороны, дома, построенные удивительно изобретательными архитекторами, такими, как Ричард Норманн Шоу (1831-1912); ас другой, посредственно сооруженные блочные дома с плоским фасадом, в которых жили бедняки. Между этими полюсами находится несколько различных типов домов: ранневикто-рианские сдвоенные виллы с отдельными входами, основанные на моделях эпохи Регентства; пригородные виллы в итальянском стиле с оштукатуренным первым этажом (это было модно в 1830-х и 40-х годах); кирпичные виллы с асимметричной планировкой и тюдоровскими деталями. Потребность в удобствах и желание уединения привели к тому, что блочные дома верхушки среднего класса разрослись до беспрецедентных размеров. Ощущение штукатурного гигантизма наиболее явно в таких районах Лондона, как Белгравия, Бэйсуотер и Пимлико. Великолепные классические ряды стандартных домов пережили свой последний расцвет в Глазго в работах Александра Томсона, особенно ярким представляется здание Грейт Уэстерн Террас, построенное в 1869 году. К началу 1880-х годов верхушка среднего класса стала отдавать предпочтение жизни в пригороде или сельской местности, поэтому стандартные блочные дома потеряли актуальность и стали ассоциироваться с низшими слоями общества, тогда как состоятельные люди все чаще строили себе виллы.

В конце 18б0-х годов правильная английская готика вернулась в моду. Б это же время было положено начало более легкому и очень влиятельному стилю «воссоздания эпохи королевы Анны». Отличительными особенностями этого стиля являются подъемные окна, выкрашенные в белый цвет, красивые балконы, изогнутые фронтоны и особая кирпичная кладка или керамические детали. Б этом стиле застроено несколько лондонских улиц в районе площадей Слоун и Кадоган.

Усовершенствование всех видов коммуникаций оказало большое влияние на строительство домов в Викторианскую эпоху. Быстро развивавшийся строительный бизнес шел в ногу с периодическими изданиями, такими как «Строитель» (The Builder) и «Новости строительства» (The Building News), которые были основаны в середине 19-го века. Хорошо иллюстрированные книги по строительству были доступны широкому кругу читателей: они выходили отдельными небольшими выпусками, но даже небогатые люди могли купить их. Особую популярность имели «Практическое руководство строителя» (The Builder's Practical Director), «Энциклопедия плотницкого дела» (The Encyclopaedia of Practical Carpentry) и «Практическое руководство по каменной кладке» (Practical Mansory), которые были изданы между 1855 и 1870 годами и имели цветные вкладки-иллюстрации. Индустриализация предполагала массовое производство. Реки и железная дорога позволили без огромных затрат доставлять тяжелые материалы в самые отдаленные районы: чугун шел из Шотландии, глина и терракота — из Средней Англии с юго-западного полуострова, шифер — из Уэльса и Камбрии. Дома уже не нужно было строить только из местных материалов, как это было в прошлом. Стекло и кирпич стали дешевле, чем когда-либо. Похожие керамические орнаменты украшали фасады домов от Шотландии до юго-запада Англии.

К началу 1870-х годов новый тип предпринимателя занял центральное место в растущей строительной отрасли: строительный агент. Он был посредником между производителем и строителем, поставляя последнему все, начиная с кухонных плит и заканчивая дверными ручками. Прекрасно иллюстрированные каталоги дают отличную возможность представить себе дом эпохи позднего Викторианства.
Средний класс того времени был заинтересован в поддержании чистоты и гигиены в доме. Это видно по описаниям усовершенствованной сантехники, представленным в каталогах. Вентиляция также была важна, с ее помощью удалялись не только запахи от несовершенной системы водоотвода, но и вредный дым от газовых ламп и огня в камине. Великий ученый Роберт Бойль создал весьма доходную компанию по производству и установке вентиляционных систем, что привело к появлению на крышах домов бесчисленных дымовых труб с зонтиками, которые часто маскировали под башенки или колокольни.

(взято здесь)

@темы: "Архитектура"