20:03 

Старая добрая Англия в картинах Тиссо

A well-written life is almost as rare as a well-spent one.

Небольшой рассказ из будней викторианской Англии,современником которой как раз и был Тиссо.
Викторианская эпоха (по годам правления британской королевы Виктории — 1837 — 1901 годы) — время зарождения и формирования так называемого среднего класса.
Характерный сегодня бум супермаркетов начался в Викторианскую эпоху именно для среднего класса.
Некий Уильям Уитли, очень успешный предприниматель, обратил внимание, что простые люди, денег у которых заведомо меньше, чем у аристократии, стесняются это показать. Им, к примеру, стыдно покупать дешевые вещи в магазинах, причем стыдно почему-то перед продавцом. Вот Уитли и придумал самообслуживание, создав первый в мире супермаркет.
Обычное сегодня явление для молодых людей,что вначале нужно сделать карьеру,зарабатывать деньги, приобретать некий статус, а любовь может подождать,тоже пришло из того времени.
Не случайно тогда были очень распространены помолвки. Молодые люди заключали между собой условный союз с тем, чтобы в будущем вступить в законный брак. Однако это ожидание могло растянуться на годы, зачастую на 10 — 15 лет, пока жених не достигал определенного статуса. Статус был обязательным условием.
Именно в Викторианскую эпоху средний класс занял достойное место среди других классов британского общества. Его влияние было столь огромно, что он начал менять само общество, изменил его отношение к понятию профессии.
В Англии к ней относились довольно пренебрежительно. Не случайно Шерлок Холмс был сыщиком-любителем. Профессионал — это тот, кто живет именно систематическим трудом, как Лейстрейд.
Для английского аристократа, как для представителя праздного класса, было крайне важно уклоняться от систематического труда, тем самым подтверждая свой статус. К счастью, средний класс привнес респектабельность в восприятие профессионала в английском обществе. Быть профессионалом стало модно.
В Англии XIX века расцвел рынок сексуальных услуг. Не случайно именно Лондон, а не Амстердам, был известен кварталами красных фонарей, и именно в Лондоне появился Джек-потрошитель. Этого монстра породило столкновение продажной любви и пуританской морали.

Викторианский человек был очень одинок. Сами нормы тогда препятствовали сближению людей. Одиночество было уделом многих молодых менеджеров, особенно выходцев из малых городов или деревень, которые приезжали в Лондон, Бирмингем, Манчестер. Они начинали работать на крупных предприятиях, профессионально самореализовывались, но круг их общения был очень узок. Более того, они просто не умели общаться.
Для викторианского человека помимо работы самую важную роль играло понятие "дома".Но он выступал скорее как идеал, цель, к которой нужно было стремиться. Кто-то достигал ее, кто-то — нет.
В Викторианскую эпоху положение женщины было подчиненным. Только на излете XIX века появились первые суфражистки, которые требовали уравнения в правах с мужчинами. При этом остальные женщины продолжали вести домашнее хозяйство, выращивать цветы в загородных домах, построенных мужьями.
Первые коттеджные поселки появились уже в конце Викторианской эпохи. С их помощью средний класс стремился отделить себя от рабочих.
Так же характерно для викторианцев и увлечение детективами (Шерлок Холмс !!).
Когда жизнь упорядочена и регулируется нормами, обывателю особо интересен тот узкий слой людей, которые эти нормы нарушают. Это, с одной стороны, экстраполяция страхов, свойственных среднему классу, а с другой — удовольствие от созерцания мира, в котором нормы не действуют.



Знаменитый детектив Холмс стал воплощением хорошего консерватизма Викторианской эпохи. Какие бы опасности ни подстерегали Холмса, читатель знал: сыщик найдет и накажет преступника, а под вечер, устроившись у пылающего камина, обязательно выкурит со своим другом доктором Ватсоном неизменную трубку. Конан Дойл настолько точно передал это ощущение стабильности, присущее викторианскому человеку, что Холмс, от начала до конца выдуманный персонаж, воспринимался реальной личностью, а его квартира на Бейкер-стрит стала местом паломничества.
В Викторианскую эпоху люди чаще стали ездить по всему миру. Расширились торговые связи, что привело к ассимиляции китайского, японского, индийского, персидского и арабского стилей декоративного искусства. На Западе весь этот калейдоскоп сводился к понятию «восточный стиль». Эклектизм той Викторианской эпохи проявлялся в интерьере таким образом, что, каждая комната декорировалась на свой лад. Допустим, библиотека оформлялась в стиле возрожденной готики, спальня в духе возрожденного рококо, а неоклассическая прихожая соседствовала с персидской курительной комнатой.
В интерьерах Викторианской эпохи царил золотой геометрический или растительный орнамент, нанесенный по трафарету на тисненые обои, картины в золоченых рамах, идеальным цветом для которых считался красный или бордовый цвет. Бордовые драпировки из плюша, портьеры отделяли помещения столовых и библиотек. Золото повторялось в карнизах. Бледно-желтые пологи с красной бахромой, сшитые из штор, драпировали кровати из красного дерева. Раскраска под твердые породы дерева (красное, розовое и дуб) была особенно модной.
Викторианская эпоха — время колониальных войн, открытия новых стран и рынков, время строительства Суэцкого канала, на дне которого остались кости тысяч рабочих. Европа распространяла свои ценности по всему миру, одетые с иголочки джентльмены, надвинув на глаза пробковые шлемы, путешествовали по самым экзотичным странам, а Джек Лондон писал, что «один белый в любое время может справиться с тысячью черных, а по воскресным дням — и с двумя тысячами». Именно в Викторианскую эпоху, когда белому человеку все было нипочем — ни вода, ни песок, ни дикие животные, ни экзотические болезни, появились первые туристы. Не случайно на рубеже XX века изобрели фотоаппарат. Без фотоаппарата туристу никак.



Викторианскую эпоху условно можно разделить на три периода.

Ранняя Викторианская эпоха (1837-1860)
Раннюю Викторианскую эпоху называют также Романтичным периодом и для этого есть веские основания. Новая королева была молода, трепетна, полна жизни и страстно влюблена в своего супруга-консорта - Альберта. Виктория обожала драгоценности и носила их во множестве. Естественно, королевский двор, а за ним и вся страна подражали вкусу королевы. Золото в любом виде, иногда с финифтью и драгоценными камнями было повальным увлечением. Большой популярностью пользовались модные смелые кабошоны и подобранные по сочетанию комплекты из 4-х или более ювелирных изделий. В вечерних нарядах царствовали золото и дорогие драгоценные украшения. Днем же надевали украшения менее шикарные и менее дорогие: подходящими материалами для этого считались слоновая кость, черепаховый панцирь, отборный жемчуг и кораллы. Серьги были длинными и свободно свисали, покачиваясь. Браслеты же были либо гибкими, либо жесткими и часто их надевали парами. Особенно большим успехом пользовался браслет в виде ремешка с пряжкой. Ожерелья носили короткие, в центре – с камнем, который можно было отделить и использовать отдельно либо как брошь, либо как кулон.
Викторианцы отличались романтическими представлениями о естественной природе, и представления эти были, без сомнения, подпитаны философскими идеями Джона Раскина о красоте и Боге. Поэтому викторианцы обожали изображения флоры и фауны, отраженные в их ювелирных украшениях. Сама же Виктория любила мотивы со змеями, считая их символами верности и любви. Дизайн украшений этого периода часто выражал чувство, настроение. Кольца, браслеты и медальоны зачастую заключали в себе прядь волос любимого человека. Изображения и гравированные послания персонализировали дизайн ювелирного изделия.



Средняя Викторианская эпоха (1860-1885)
Это был Великий Период. Пышный, роскошный, изобильный – он породил типичное для большинства из нас сегодня представление о Викторианской эпохе. Викторианцы принадлежали к нации покорителей и колонистов и были вполне удовлетворены собой, невзирая на международные социальные конфликты, которые разворачивались у них на глазах. Ювелирные изделия стали более смелыми, но менее богато украшенными, что отражало все более крепнущее самомнение независимых и уверенных в себе женщин, которые боролись за свои права и сами зарабатывали деньги. Техника гранулирования драгоценных камней с использованием крупинок золота, когда-то применявшаяся древними этрусками (древние племена, проживавшие на территории Этрурии), получила чрезвычайное распространение и возродила интерес к этому периоду истории. Этурия - территория на северо-западе Аппенинского полуострова. В 1 тысячелетии до н. э. эту область населяли этруски, обладавшие высочайшим уровнем цивилизации и культуры. Ныне это – итальянская область Тоскана.



И это было далеко не единичное явление. Великие археологические открытия эры вызвали новый и жадный интерес к древним культурам - римской, египетской, греческой, а также к Ренессансу. Эти культуры в своё время оказали огромное влияние на древние и классические мотивы, которые и отразились в дизайне ювелирных украшений.
Средняя Викторианская эпоха познала и несчастье – смерть Альфреда, после которой королева Виктория впала в черный период непреходящей печали. Она постоянно скорбела и оплакивала своего умершего супруга и всё время одевалась только в черное. За ней последовал и весь королевский двор, а затем и все общество. Тем не менее, женщины вдруг открыли для себя, что в черном они выглядят чрезвычайно привлекательно. Черный янтарь и черный оникс стали невероятно модными и отнюдь не только по случаю скорби и печали. Более «тёмная» природа викторианцев хорошо отразилась в грустных романсах-размышлениях сестер Бронте (три сестры, ставшие классиками английского реализма XIX века), в странных фантазиях Льюиса Кэролла (самая известная сказка «Алиса в стране чудес») и в шизофрении доктора Джекилла, придуманного Робертом Стивенсоном (в «Странной истории доктора Джекилла и мистера Хайда»).



Поздняя Викторианская эпоха (1885-1901
Она известна под названием «Эстетичного периода», возможно, потому что страна начала видеть больше, чем одно лишь собственное самодовольство. Десятилетия «битья дубинкой по голове» англичан Чарльзом Диккенсом, который кричал в своих книгах о пороках и болезнях общества, не прошли даром: Британия, наконец, обратила на них внимание. Пришедшее понимание социальной несправедливости, ужасающих условий труда и бедности вдруг пробудило национальную сознательность и восприимчивость к бедственному положению людей других социальных слоев. Бросающийся в глаза шик в виде тщательно продуманных и богато украшенных драгоценных изделий больше не был в фаворе. Женщины стали надевать меньше драгоценностей и меньше разновидностей ювелирных изделий. Были изобретены серьги с маленькими штифтами. Простые брошки в виде бруска со скромным мотивом в центре считались вполне сделанными со вкусом.
Однако прежний грандиозный импульс, как оказалось, не вымер окончательно. После открытия алмазного рудника в Южной Африке в 1867 г. в изобилии появились бриллианты, к тому же менее дорогие. Их популярность достигла огромных высот. Алмазы сочетали с цветными камнями (такими как опал, лунный камень) и всегда любимым жемчугом. Ожерелья в виде «собачьих ошейников» носили высоко на горле, они состояли из нескольких рядов жемчуга, скрепленных вместе вертикально расположенными стерженьками, которые были усыпаны алмазами или же другими жемчужинами. Кроме того, под ними подвешивались ещё и отдельные нити жемчуга.
Между тем в стране можно было наблюдать впечатляющий прогресс в технологиях, коммуникациях, уровне учености во всех сферах. Безусловно, это был прогресс. Но невиданные достижения оказывали сильнейшее психологическое воздействие на людей. Изобилующая церквями и вероисповеданиями, Англия все же нашла свою веру в Бога, испытав встряску и политикой Карла Маркса, и биологической теорией Чарльза Дарвина, и размышлениями Томаса Карлайла (талантливый писатель и биограф, обладающий высочайшим интеллектом и глубокими познаниями, он ставил под сомнение библейские каноны христианства). Не стоит также забывать и дегуманизирующие влияние Промышленной революции на человека вообще. В ответ на всё это хлестнул реакционный романтизм – в ювелирных украшениях это выразилось в неприятии того, что делалось машиной в противовес тому, что можно назвать дарами природы. Результат: формы стали более мягкими, линии – непринужденными, а цвета – спокойными (розовато-лиловыми, желтыми и нежно-зелеными).




Викторианская эпоха- это еще и чай конечно же
Согласно английским представлениям о культуре чаепития, к столу, независимо от времени суток, обязательно подаются несколько разных видов чая, чтобы каждый мог выбрать чай согласно своим предпочтениям и настроению. Это — проявление уважения, которым пронизан весь ритуал английского чаепития. Выбранный чай заваривают в ополоснутом кипятком индивидуальном чайнике, даже если чай пакетированный. Заварка, независимо от сорта, должна настояться 3—5 минут, иначе чай не раскроет всех своих достоинств.
Пока чай заваривается, подают молоко, сахар, лимон и т. д., а также отдельный чайник с кипятком — для разбавления чая до нужного уровня крепости. По мере остывания воды чайники заменяются новыми — это также считается проявлением уважения, обязательного для английского этикета.
Традиция подавать к чаю молоко заслуживает особого внимания. Молоко — непременная принадлежность чайной церемонии в Англии. Оно добавляется во многие сорта индийского и цейлонского чаев, чтобы смягчить действие кофеина и сделать вкус напитка менее терпким. О том, что наливать в чашку сначала, чай или молоко, англичане спорят уже более двухсот лет. Сторонники и противники обеих версий приводят весомые аргументы в защиту своих позиций, однако этикет допускает и тот, и другой способ смешивания. Вместо молока в чай иногда кладут дольку лимона или мандарина.
Традиционно к чаю подают кексы и тосты. Можно предложить также хлеб, масло, печенье, джем — все то, чем можно подкрепиться, выпив чашечку ароматного чая.
Взрослый англичанин выпивает в день шесть чашек чая. Чаепитие, как правило, начинается рано утром. Около шести часов утра вся Англия пьет «утренний чай». В отелях его принято подавать прямо в постель, когда постоялец только что проснулся. Крепкий утренний чай помогает снять сонливость в холодную пасмурную погоду, столь частую на Британских островах.
В восемь утра — плотный завтрак — breakfast, который завершается чашечкой одноименного чая. Учитывая крепость смеси, составленной из индийских, цейлонских и кенийских сортов чая, напиток обычно разбавляют молоком.



Далее по расписанию — lunch, нечто среднее между вторым завтраком и обедом, во время которого обязательно выпивается «a nice cup of tea» — славная чашечка чая.
Честь рождения священной для англичан традиции «послеполуденного чая», который пьется, чтобы несколько погасить чувство голода, возникающее между ленчем и поздней вечерней трапезой, принадлежит Анне, седьмой герцогине Бедфордской. Из-за долгого перерыва в приемах пищи герцогиня постоянно испытывала «внезапную слабость» в середине дня. Чтобы бороться с приступами голода, она просила служанку приносить ей в комнату чайник с чаем и легкие закуски. В конце концов затея так понравилась герцогине, что она начала приглашать на этот полуденный чай своих друзей. Очень скоро эту привычку подхватил весь столичный бомонд, а за ним — и все остальное общество.
Самым известным английским чаепитием является «five-o’clock» — «пятичасовое» чаепитие, устраиваемое по всей Британии. В это время закрываются магазины и учреждения, офисы и банки — все пьют чай. Ни один руководитель не рискнет запретить своим подчиненным сделать перерыв на чашечку чая в пять часов дня: подобный шаг может весьма негативно сказаться на отношениях внутри коллектива. Как ни странно, «five-o’clock» был введен в Соединенном Королевстве в 1851 году принудительно — тогда правительство всерьез озаботилось проблемой пристрастия нации к алкоголю. По особому закону, пятнадцатиминутный перерыв на чай должны были делать служащие, рабочие, моряки…
Закон нашел понимание и одобрение в широких народных массах, и ему неукоснительно, уже на добровольной основе, следуют и сегодня.
Вечером британцы собираются за ужином в кругу семьи. Во время обильной трапезы обсуждаются события дня, новости политики и спорта. В это время дня особенно популярны мягкие, успокаивающие сорта чая ароматизированные бергамотом. Наиболее известным «вечерним» чаем является «Earl Grey» («Граф Грей»). Рецепт этого чая принадлежит Чарльзу Грею — члену британского Парламента и влиятельному дипломату.
Английское чаепитие завершается, как и начинается, «в постели». Незадолго до сна пьют чай без кофеина, а также разнообразные чаи с фруктовыми вкусами.



статья взята здесь

@темы: "Искусство"

Комментарии
2009-03-17 в 00:19 

clarel
переменчивое
спасибо, очень познавательно :)

2009-10-07 в 10:25 

В зависимости от оплаты могу быть девайсом разной степени полезности (с) Альвар, "Экипаж "Электры"
Спасибо! Огромное! Очень интересно и познавательно!

2012-04-17 в 19:56 

walkie_talkie
Yama nashi, imi nashi, ochi nashi
Очень интересно. спасибо

     

Old, good England...

главная